Профессия учителя требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных наиболее результативных технологий и обучающих методов. Все это возможно лишь при непрерывном обучении, повышении квалификации. Поэтому неслучайно, что в число обязанностей педагогических работников, определенных ч. 1 ст. 48 Закона об образовании, входит обязанность «систематически повышать свой профессиональный уровень».
Повышение квалификации
Повышение квалификации
Основной целью повышения квалификации педагогических работников является развитие их профессиональной компетентности, формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов, формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника, что в совокупности обеспечит выполнение требований по достижению современного качества образования.
Задачи повышения квалификации:
• совершенствование педагогического мастерства через внедрение современных информационных, педагогических технологий и передовых методик;
• поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом новейших достижений науки и практики;
• создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности; • апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения управленческих и педагогических кадров;
• переориентация целевых установок при планировании и реализации повышения квалификации с совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков на развитие профессиональной компетентности;
• активизация профессионального творчества, духа состязательности в педагогическом мастерстве,
• предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов;
• удовлетворение потребностей в поиске и освоении передового педагогического опыта, педагогических инноваций и научных достижений;
• освоение всеми педагогическими работниками ИКТ до уровня свободного самостоятельного использования их в качестве, как современного средства информационного обмена, так и эффективного педагогического средства;
• изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта
Педагогические работники имеют право выбирать тему курсовой подготовки и составлять индивидуальную программу повышения квалификации.
Педагогические работники имеют право выбирать курсы повышения квалификации.
Педагогические работники обязаны: • систематически повышать свой профессиональный уровень, т.е проходить обязательную курсовую подготовку в соответствии с требованиями ФГОС к кадровым условиям реализации основной образовательной программы не менее 1 раза в 5 лет в объеме 72 (для учителей НОО) или 108 часов (для учителей ООО и СОО).
Педагогические работники несут ответственность:
• За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.
• Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 ст. 48. Закона «Об образовании в РФ» («Обязанности и ответственность педагогических работников») учитывается при прохождении ими аттестации.
Виды и формы повышения квалификации
Профессиональная компетентность педагогических работников является важнейшим фактором, влияющим на эффективность работы образовательной организации, что. В конечном счете, определяет качество образования обучающихся.
Соответствие профессиональной компетентности педагогического персонала школы уровню требований, предъявляемых к современной системе образования, обязывает иметь в структуре внутришкольного управления отдельную подсистему, обеспечивающую постоянное совершенствование профессиональных качеств педагогов
Основные методологические понятия:
• квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
• курсы повышения квалификации - это обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач. Этот вид дополнительного образования, согласно нормативным документам, предусматривает обучение в объеме 72 часов. По результатам обучения учреждениями, имеющими соответствующую лицензию, выдается удостоверение установленного образца о повышении квалификации. Если программа длится более 100 часов, то слушатели получают свидетельство о повышении квалификации
• образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ;
• педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности;
• персонифицированная модель повышения квалификации - это повышение квалификации, обеспечивающее возможность выбора работниками образования индивидуальных образовательных программ, с использованием бюджетного либо внебюджетного финансирования.
• профессиональная компетентность - комплексная характеристика, объединяющая педагогическую, технологическую, менеджерскую подготовленность педагога в теоретическом и прикладном форматах и проявляющаяся в сугубо индивидуальной форме за счет уникальности личностных качеств каждого из них, и представляемая в единстве её видов, выступающая как своеобразное интегральное личностное образование, обеспечивающее эффективность решения профессиональных задач и психологическую конструктивность активности субъекта, его конкурентоспособность.
• профессиональная переподготовка - это приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными и образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности. Программа профессиональной переподготовки должна предусматривать не менее 500 часов обучения. После ее успешного завершения слушатели получают диплом о профессиональной переподготовке
Система внутришкольного управления предусматривает механизм влияния на существующие формы повышения квалификации и обеспечивает их связь и взаимодополнение.
При организации работы по повышению профессионального уровня педагогов реализуются важные принципы образовательной деятельности:
• выявление особенностей педагогического стиля каждого учителя и создание благоприятных условий для сохранения и развития его продуктивных компонентов;
• стимулирование инновационной деятельности;
• поощрение стремления к постоянному профессиональному росту;
• организационная поддержка пожеланий учителей на участие в инновационных формах профессионального совершенствования, предлагаемых на региональном и муниципальном уровнях;
• регулярное информирование учителей о достижениях передовой педагогической науки и практики в рамках общешкольных тематических семинаров